„Не газ и нефть”: Европа скупила у Москвы стратегический ресурс

В ЕС повысили пошлины на российские удобрения, чтобы ослабить зависимость от Москвы, но закупки увеличились почти в два раза. Где просчитались европейцы, разбиралась в материале РИА Новости.
Хотели как лучше
С 1 июля к таможенному сбору в 6,5% Брюссель добавил 40 евро за тонну азотных и 45 — смешанных удобрений. Причем к 2028 году постепенно поднимут до 315 и 430 евро соответственно. „Это усилит экономическую безопасность и снизит зависимость от России”, — объясняли тогда в Брюсселе. Кроме того, предполагалось поддержать таким образом внутреннее производство, пострадавшее от энергетического кризиса.Поскольку природный газ тут — основное сырье, европейским удобрениям трудно конкурировать с российскими.”В ЕС есть сильные игроки — Yara (Норвегия), BASF (Германия). Но их мощности сократились на 30-40% после энергокризиса 2022-го, когда цены на газ взлетели”, — отмечает профессор кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве России Константин Лебедев.И они недовольны предпринятыми сейчас мерами. По их мнению, таможенные сборы должны быть больше. „ЕС слишком долго тянул. В 2022-2023 годах чистая прибыль ведущего производителя азотных удобрений Норвегии упала на 98% — до 54 миллионов долларов. Поэтапное повышение пошлин лишь откладывает решение проблемы на потом, поскольку это скажется на сельском хозяйстве лишь с 2026-го и даже 2027 года”, — указал генеральный директор Yara International Свейн Туре Холсетер.Глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев подчеркивает: все это делается за счет европейского фермера.Европа полностью отказалась от российских нефти и газа. На самом деле нет
Парадокс ЕС
А российский импорт внезапно вырос. В августе закупили в 1,7 раза больше (218 тысяч тонн), чем в июле. Потратили 79 миллионов евро (месяцем ранее было 43,5). Особенно много заплатила Польша — 24,5 миллиона.Словения увеличила увеличила поставки сразу в 2,1 тысячи раз (17,6 миллиона евро), Румыния — в девять (14,4 миллиона), Болгария — в четыре (1,1 миллиона), Испания — в 1,7 раза (3,7 миллиона), Германия — на десять процентов (до 5,5 миллиона).Возобновили закупки после июльского перерыва Бельгия, Ирландия, Венгрия, Франция. Сократили — Литва, Италия, Нидерланды, Греция.
„Реакция на вызовы”
Европе приходится импортировать российские удобрения, чтобы поддержать агропромышленный сектор, объясняет доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова.А увеличение закупок — реакция на накопившиеся вызовы, добавляет Лебедев.Во-первых, на фоне заложенного роста пошлин страны спешат сделать запасы.Во-вторых, цены снова ползут вверх из-за энергетического кризиса и перебоев в поставках из других регионов. Россия, контролируя около 20% мирового рынка азотных удобрений, предлагает конкурентные цены благодаря дешевому газу, уточняет эксперт.”Наконец, сезонный фактор. Август — пик подготовки к осеннему севу и дефицит удобрений мог бы ударить по урожаю-2026, что для ЕС, борющегося с инфляцией в пищевой отрасли, равносильно катастрофе”, — говорит он.Гранулированные калийные удобрения на складе готовой продукции на Сильвинитовой обогатительной фабрике в Пермском краеУ России теперь развязаны руки в Европе
Тернистый путь отказа
Заменить российский импорт не получается по нескольким причинам.Во-первых, объемы. По оценке Лебедева, Россия и Белоруссия вместе дают 40-50% мирового экспорта ключевых удобрений, таких как калий и азот.”Во-вторых, логистика. Из России ближе и дешевле, чем из Канады или Марокко”, — подчеркивает Лебедев.В-третьих, технологическая зависимость — европейские фермеры привыкли к конкретным формулам. Переход на другие требует времени и инвестиций.ЕС, рассчитывая на местных производителей, экспериментирует с „зелеными” удобрениями из навоза. Но пока это капля в море.
Страшный сценарий
Без российских удобрений возможен кризис в агропромышленном секторе европейской экономики, предупреждает Новикова.Цены взлетят на 20-50 процентов, что повысит себестоимость сельскохозяйственной продукции на десять-пятнадцать процентов и вызовет инфляцию в пищевой цепочке.”Фермеры, которые и так на грани рентабельности, понесут убытки, особенно в Польше и Германии. Урожаи сократятся на пять-десять процентов, что усугубит глобальный дефицит зерна и поднимет цены на хлеб, мясо, овощи для потребителей”, — рассуждает Лебедев.Импорт из США, Канады или Африки дороже и логистически сложнее. Москва же переориентируется на Азию и Африку. ЕС стремится к независимости, но реальность такова, что пока российские удобрения — как воздух для европейских полей.






