„Это бесполезно”. США предложили Европе смириться с неизбежным
Число антироссийских „пакетов” от Евросоюза скоро перевалит за второй десяток, и это лишь подтверждает их бесполезность, признали в Минфине США. Хотя по большинству санкций действовали в одной связке. Почему Вашингтон сменил вектор и на что рассчитывают в ЕС — в материале РИА Новости.
„Это провал”
В 19-м пакете и запрет на импорт СПГ, и ограничения на энергетику, банковский сектор. „Самые жесткие” санкции, заявили в Европе. Однако за океаном не согласились. „По-моему, если вы что-то делаете 19-й раз, вы провалились”, — заметил глава Минфина США Скотт Бессент в интервью на телеканале NBC. А ведь Брюссель ориентировался на методы, давно взятые на вооружение „старшим братом”.Многие годы так называемые вторичные санкции, не требующие юрисдикции США, были для Вашингтона ключевым инструментом давления. Европа последовала этому примеру в отношении российских дочерних компаний за пределами ЕС, указывает Евгений Сумароков, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве России.Однако, добавляет он, непоследовательность и несогласованность действий свели эффект к минимуму.
Продолжают покупать
Взять хотя бы их невнятную энергетическую политику. Европейцы продолжают покупать российские энергоресурсы. Траты на санкционные нефть и газ с 2022-го превысили 213 миллиардов евро. Это больше, чем дали Украине.Европа полностью отказалась от российских нефти и газа. На самом деле нетЕвропа, констатируют экономисты, по-прежнему пытается усидеть на двух стульях.”Официальные данные сильно занижены. То, что идет через третьи страны, ЕС удобно не учитывать как „российское”. Зависимость Европы от Москвы гораздо сильнее, чем это отражено в статистике”, — говорит Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления (ГУУ).Все это явно противоречит плану отказаться от российского топлива к 2027-му. Причина проста: альтернативные поставщики дороже, инфраструктуры не хватает, логистика требует времени и огромных инвестиций.Как уточнял экс-глава ЕЦБ Марио Драги, американский СПГ стоит в Европе на 60-90% дороже, чем в США, и это без учета расходов на логистику и регазификацию.Так что план нереален: он обрушит европейскую экономику.
Ударили по себе
Энергетический кризис, подкосивший локомотивы ЕС, вызвал деиндустриализацию Старого Света, сотни предприятий обанкротились, остальные сократили мощности, кто-то переехал в США и Китай. „Санкционная политика ЕС нанесла России гораздо меньший урон, чем последствия деиндустриализации и угасания хозяйственной системы, с которыми столкнулась Европа. Москва выстроила новые внешнеэкономические связи, приспособилась торговать в условиях ограничений. Экономика ЕС адаптироваться не смогла и все сильнее зависит от США”, — подчеркивает Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финуниверситета.В Брюсселе не учли и то, что попытка изоляции такой крупной экономики, как российская, — дело малоперспективное, учитывая, что это первая европейская экономика по покупательной способности. Страны ЕС же после более чем трех с половиной лет санкций — в аутсайдерах по росту ВВП.”В обозримом будущем у них нет шансов догнать Россию. Санкции против более сильной экономики — не самая лучшая идея, в результате нанесшая гораздо больший ущерб ЕС”, – добавляет Максим Чирков.Европейский союз в глубоком кризисе. Деловая активность снижается из-за дорогостоящих энергоносителей, американских пошлин и усиления конкуренции с Китаем. При этом доходы населения остаются на прежнем уровне, а иностранные инвестиции — на девятилетнем минимуме. Экономика почти стагнирует, пишет Euractiv.В конечном итоге, констатируют специалисты, Европу подвела самоуверенность: столь жесткая санкционная политика оказалась Брюсселю не под силу.”Европейская экономика много лет опиралась на доступные российские энергоресурсы. Эту модель попытались резко изменить — не получилось. Санкции дали эффект в отдельных отраслях, но того, на что рассчитывали, и близко нет”, — заключает Владислав Никонов, инвестор, предприниматель и основатель социальной сети про финансы и инвестиции „Базар”.
Смена приоритетов
Комментарии главы Минфина США наблюдатели увязывают и со сменой политических приоритетов Вашингтона. Консолидированная позиция Запада по украинскому вопросу распадается на глазах, указывает Анастасия Гаврилова, специалист в области международных отношений. Белый дом, с одной стороны, стремится переложить ответственность, с другой — очевидно давит на Европу по мирному плану.”США хотят ускорить европейские решения, потому что конфликт затягивается, а основные экономические издержки несет именно ЕС. Американская позиция звучит примерно так: либо продолжайте ужесточать курс, либо вырабатывайте новый путь урегулирования. Мирный план — один из вариантов, и американцы недвусмысленно намекают, что европейцам пора действовать более самостоятельно”, — отмечает Никонов.Вашингтон, не получив дивидендов от затяжного украинского кризиса, все активнее сигнализирует о готовности к диалогу с Москвой, одновременно перекладывая бремя последствий конфликта на европейских союзников. Евросоюз же попал в заложники собственной стратегии — масштабы помощи Киеву столь велики, что отказ от этого курса политически совершенно недопустим.Германия начала думать о демонтаже Евросоюза






